Творческая лаборатория Ольги Лучининой

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Развивающее обучение в классе фортепиано детской музыкальной школы
[ Скачать с сервера (403.5 Kb) ] 26.07.2011, 13:31

Тема организации развивающего обучения в классе фортепиано детской музыкальной школы остается актуальной уже в течение многих десятилетий, причем в последние 25 лет эти вопросы стали обсуждаться особенно интенсивно. В этот период музыкальная педагогика пришла к выводу, что сложившиеся в середине ХХ века традиционные, направленные в основном на исполнительское обучение методы занятий в классе фортепиано не могут быть использованы для всех детей, пришедших в музыкальную школу. Сегодня в класс фортепиано приходят дети самого различного уровня одарённости и подготовки. Многие из учеников не имеют к моменту поступления в школу необходимого уровня развития музыкальных способностей и умения учиться. Этот факт отражает одну из основных тенденций музыкальной педагогики ХХ века, о которой пишет Л. Баренбойм - «Музыкальное воспитание – всем детям!». Аналогичную мысль высказал Г. Нейгауз: «Я убежден, что диалектически продуманная методика и школа должны охватывать все степени одаренности – от музыкально дефективного (ибо и такой должен учиться музыке, музыка – орудие культуры наравне с другими) до стихийно гениального». Ребенок приходит в музыкальную школу, и педагогу приходится обучать его независимо от уровня музыкальных данных. Задачи общего музыкального воспитания поставили перед педагогами необходимость изменения методов музыкального обучения. Как правило, почти каждый ребенок при поступлении в музыкальную школу имеет достаточно ясную мотивацию для учебы. Ему нравится музыка, и он хочет научиться играть. В процессе обучения он должен получить средства для реализации цели – освоить необходимые навыки и знания. Однако учеба оказывается достаточно трудным и не очень приятным занятием, поэтому интерес к музыке постепенно исчезает. Возникает негативная тенденция, при которой ученик учится, но не развивается. Обычно разочарование в своих способностях возникает у ученика к 4 классу, когда по статистике происходит значительный отсев из музыкальных школ. Как подкрепить и усилить интерес к музыкальной деятельности в процессе занятий? Этот вопрос решает система методов, направленных на активизацию познавательной деятельности ученика при освоении всего комплекса знаний, умений и навыков. Именно на создание эффективной методики музыкального обучения детей были направлены усилия педагогической теории и практики второй половины ХХ века. Были поставлены вопросы, как достичь такого результата обучения, чтобы ученик после завершения обучения в школе стал сам развиваться дальше, как сформировать и развить его познавательные интересы в музыкальном искусстве. Многие проблемы обучения детей, поставленные в последние десятилетия ХХ века, только сейчас начали находить решение. Это обучение детей, не обладающих ярко выраженными музыкальными способностями, проблемы обучения дошкольников, формирование творческих способностей и самостоятельности в процессе обучения. Было высказано немало интересных и оригинальных идей по осуществлению развивающего обучения. Например, в книге «Ребенок за роялем», где были собраны статьи многих зарубежных педагогов, ещё в 1976 году достаточно четко была определена цель детского непрофессионального образования – развитие музыкальности и музыкального мышления, превращение обучения в увлечение, обеспечение активного участия ученика в учебной деятельности, повышение личного интереса к музыкальным занятиям. Только тогда можно рассчитывать на сохранение интереса к музыке после завершения обучения в школе. Возникла необходимость дифференциации требований для детей разного уровня одаренности, что получило отражение в учебных планах для музыкальных школ, изданных в 2001 году. В этих планах в перечень учебных дисциплин были включены предметы, специально направленные на развитие музыкального мышления ученика – чтение с листа, подбирание по слуху, игра в ансамбле, аккомпанемент. Изменение условий педагогической деятельности требует от педагога освоения новых путей музыкального воспитания, среди которых главное место должны занимать развивающие методы обучения. Данное учебное пособие ставит своей целью помочь педагогу в освоении основных направлений в методике развивающего обучения в классе фортепиано. Одна из важных задач педагогики заключается в применении новых методических идей на практике. Л. Баренбойм в книге «Путь к музицированию» не случайно отмечает, что «знакомство с различными методами нужно вовсе не для того, чтобы механически переносить их в иные условия». Изучение новых идей дает толчок собственному творчеству педагога, обогащает его опыт и дает возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику.

Категория: Мои файлы | Добавил: arelbina | Теги: развивающее обучение, фортепианная педагогика, методика обучения фортепиано
Просмотров: 3648 | Загрузок: 866 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]